Законы рынка: спрос и предложение

Как много ты хочешь и можешь купить мороженого? А сколько и каких видов его продается в магазине? Хочет ли твой друг такое же мороженое? И что значит спрос, предложение и равновесная цена?

Сегодня как и обещал пишу подробно в этом посте!

Закон спроса и предложения является одним из основных в экономической теории. Благодаря знанию этого закона продавцы и покупатели регулируют цены, создавая оптимальные условия для экономических отношений. Он гласит, что чем ниже цена, тем больше людей хотят купить товар и тем меньше хотят его продавать. 

Закон спроса: хочу дешевое и вкусное мороженое.

Твое желание и возможность купить пачку мороженого по 1 рублю за пачку — это спрос. По правде тебя одного для всей экономики недостаточно. Спрос — это про всех людей, которые хотят и могут купить мороженое по такой цене. Чем таких людей больше, тем выше спрос. А следуя закону спроса, цена будет падать при росте спроса.

Но в любом правиле есть исключения. Так и тут, есть товары, которые не поддаются классическому закону спроса. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые увеличивается при увеличении цены. Такие товары обнаруживаются во время кризиса и нестабильности. Важно отметить, что теория о существовании поддается широкой критике из-за отсутствия качественных и масштабных исследований.

Также существуют товары, которые покупаются за очень высокую цену, при очень низком спросе. Это называется эффектом Веблена. Как правило это товары премиального класса. Люди, покупая их, стремятся продемонстрировать свой финансовый успех. 

 Кроме цены и престижности товара на спрос влияют вкусы людей, цены на похожие товары, количество людей способных купить и их доходы. Также влияет потребительское ожидание. Это значит, что если люди думают, что в будущем всё будет стабильно, их доходы не упадут и цены не вырастут, то они будут покупать больше и меньше сберегать. И наоборот.

Закон предложения: мороженого много, но оно все ванильное.

Сколько ты знаешь марок мороженого? 5? 10? Больше? А мороженого разных марок всегда одинаковое количество? Все производители мороженого с разным количеством упаковок и разными ценам образуют предложение. 

Закон предложения противоположен закону спроса и гласит: чем выше цена, тем выше предложение. Связанно это с тем, что повышая цену, производитель увеличивает свой доход. 

Как и на спрос, так и на предложение влияет не только цена. Изменения стоимости ресурсов необходимых при производстве, новые технологии, налоги и многое другое влияет на тех, кто продает свой товар. 

Закон спроса и предложения: достижение равновесия

Совместив два изученных нами закона, мы получим общий закон спроса и предложения. Чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Поэтому на рынке как правило устанавливается равновесная цена. То есть это такая цена за которую готовы покупать и производить товар в одинаковый количествах. В таких условиях рынок является стабильным, не производят слишком мало или слишком много товара.  

Как думаешь, что происходит если спрос или предложение меняется? Куда будет смещаться точка равновесия при росте предложения? А куда при росте спроса?

Отвечай в комментариях. Не стесняйся задавать вопросы, если непонятно. 

Добавить комментарий

Related Post